top of page

Пасхальный фестиваль. Казань – 2019.

Каждой весной в России проходит грандиозное музыкальное событие - #Московскийпасхальныйфестиваль. Этот фестиваль классической музыки и колокольного звона, основателем которого является один из самых выдающихся дирижеров современности #ВалерийГергиев, проводится с 2002 года. Трудно себе представить, что в течение 16 фестивальных дней симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дает от 100 до 120 концертов в городах России и ближнего зарубежья. Для передвижения между городами оркестр имеет свой поезд!


В Казани концерты Пасхального фестиваля впервые прошли в 2014 году. С этого момента жители города имеют возможность ежегодно услышать произведения композиторов всех эпох в интерпретации великого Маэстро. Мне посчастливилось побывать на нескольких концертах Пасхального фестиваля, в том числе и на концерте, который состоялся 29 апреля этого года в Большом концертном зале им. Салиха Сайдашева. По традиции Валерий Гергиев дает сразу два концерта – один в 15 часов с полуторочасовой программой без перерыва и второй в 17 часов с другой концертной программой, состоящей из двух отделений. Я присутствовала на вечернем концерте и не могу сдержать восторженных впечатлений, которые остались от исполнения знакомой и незнакомой музыки этим коллективом и этим дирижером.


Своими мыслями об этом концерте захотелось поделиться не только потому, что это было потрясающее исполнение. В августе 2018 года в испанском городе Уэльба произошла моя встреча с Маэстро Франсиско Наварро Лара, который организовал свою школу симфонического дирижирования (Escuela de Dirección de Orquesta y Banda Maestro Francisco Navarro Lara). Это знакомство перевернуло мое представление о работе дирижера и музыкальной интерпретации. Систему, по которой происходит обучение в этой школе дирижирования, Маэстро Франсиско Наварро Лара назвал техникой нейродирижирования. Изучая жесты великих дирижеров прошлого века и современности, в том числе и Валерия Гергиева, Маэстро Франсиско Наварро Лара смог углубиться в суть взаимодействия дирижера оркестра с музыкантами оркестра и теоретизировать прогрессивные методы симфонического дирижирования на основе научных открытий в области нейробиологии, а именно открытии зеркальных нейронов.

В 1992 году итальянский нейробиолог профессор Джакомо Риццолатти (Giacomo Rizzolatti) совершил революционное открытие, которое произвело переворот в психологии и других науках об устройстве мозга. В ходе научных исследований были обнаружены зеркальные нейроны - уникальные клетки мозга, которые активизируются, когда мы следим за действиями других людей. Эти клетки, как зеркало, автоматически «отражают» чужое поведение у нас в голове и позволяют прочувствовать происходящее так, как если бы мы совершали действия сами. Специфика действия зеркальных нейронов объясняет, почему мы часто невольно имитируем поведение других людей, почему мы улыбаемся при виде радостного лица, или морщимся, когда видим, как кто-то испытывает физическую боль. С открытием зеркальных нейронов, стало понятно, что мозг способен понимать действия других людей за счет воплощения собственных действий или, другими словами, чувствовать то, что чувствует другой во время выполнения аналогичного действия.


Слушая концерт Валерия Гергиева, я буквально с первых минут поймала себя на мысли, что этот дирижер в совершенстве владеет техникой нейродирижирования в силу своего огромного таланта. А все, что в данный момент происходит на сцене – это и есть то, более Очевидного или Магия, о которых Маэстро Франсиско Наварро Лара не устает говорить на каждом своем занятии.


Первое, что отличает оркестр Валерия Гергиева – это общее оркестровое звучание, которое обволакивает слушателя с первых нот. Тембры инструментов оркестра удивительным образом образуют стройный монолит, который возникает благодаря исключительно правильному напряженному сцеплению (сопряжению) между тембрами оркестровых групп. Темы и подголоски у солирующих инструментов звучат ровно в той динамике, что соответствует общему звучанию. Музыка как-будто течет водами широкой реки, которая несет за собой слушателей в своем естественном движении. Однородное протяжное звучание струнных дает ощущение, что их смычки смазаны маслом.


С одной стороны можно утверждать, что Маэстро Валерий Гергиев имеет оркестр высшего исполнительского уровня. И с этим трудно спорить. Но с другой стороны, Валерий Гергиев имеет оркестр, который он сам создал, как высокотехнологичный инструмент. Иногда возникает ощущение, что оркестр играет без особенной помощи дирижера. Это происходит, потому что дирижер смог исключительным образом организовать в оркестре коллективный разум, как в оркестровых группах, так и в оркестре в целом. Если провести эксперимент и посадить в оркестр лучших в мире музыкантов – результат будет плачевным, потому что каждый будет предлагать свою индивидуальную интерпретацию. Оркестр, который обладает развитым коллективным разумом, способен наполнить музыкальные произведения художественной ценностью и воплотить с предельной ясностью музыкальные идеи. Маэстро Франсиско Наварро Лара на своих занятиях постоянно говорит об огромной пользе работы в камерных составах и развитии слуховых опорных точек, благодаря чему образуется коллективный разум и оркестр играет так, если бы музыку исполнял первоклассный музыкант со всей свободой исполнительской агогики.


На концерте Валерия Гергиева я явственно ощутила работу опорных точек в оркестре (los puntos de apoyo referenciales). Эти точки идеально работали во всех своих типах – визуально, сонорно и на психическом уровне. Энергетика концертмейстера первых скрипок давала правильный заряд всей струнной группе оркестра и по моим ощущениям уходила рикошетом в другие инструменты. Движения смычками были похожи на синхронное плавание олимпийских чемпионов, а изящно сфразированные стремительные пассажи в VI части 4й симфонии Феликса Мендельсона передавались из инструмента в инструмент с легкостью и единым интонированием, как само собой подразумевающаяся вещь.


В музыкальных фрагментах, звучащих на полной звуковой мощности, ни разу не появилось форсированное звучание. Также как и жест Маэстро не был большим в таких моментах, но был сильным, так и оркестр звучал не громко, а с правильно направленной энергией. И здесь в очередной раз подтвердилась теория Маэстро Франсиско Наварро Лары о том, что именно энергия и степень напряженности, которая ее заполняет, является сущностью музыкального искусства. В эпоху перегруженности микрофонным звучанием, живые энергии, исходящие от оркестра Валерия Гергиева и самого Маэстро, воспринимались, как глоток свежего воздуха и источника жизни.


На протяжении двух отделений концерта оркестровые звуки рождали в моем слухе и воображении те или иные ассоциации. В трелях были слышны переливы птичьего пения, в тихом тремоло струнных - шорох травы, в пассажах флейты – журчание воды, а в широких арпеджио виолончельного аккомпанимента - равномерное движение морских волн. Одна картина сменялась другой и рождала ощущение единения слушателя и исполнителей.


В своей книге «Семь ключей техники нейродирижирования» («Las 7 Claves de la Técnica NeuroDirectorial», 2014) Маэстро Франсиско Наварро Лара пишет: «Я уверен, что в какой-то момент, когда вы наблюдаете за дирижированием больших мастеров как Герберт фон Караян, Карлос Клайбер или Валерий Гергиев, вы задаете себе вопрос – какой дьявол двигает их руками... Они практически не показывают сильные доли тактов, их жесты неопределенны, очень мало показов вступлений тем и разных инструментов, встречаются даже такие, кто закрывает глаза, что производит впечатление, что дирижер игнорирует музыкантов оркестра. И, несмотря на все это, музыка, воспроизводимая оркестром абсолютно «чудотворна».


29 апреля 2019 года на концерте Московского Пасхального фестиваля в Казани мне посчастливилось стать свидетелем этого чуда, подойти к Маэстро Гергиеву после окончания концерта с восторженными поздравлениями и рассказать о Маэстро Франсиско Наварро Ларе, человеке, который вкладывает всю свою энергию в прогрессивное развитие искусства симфонического дирижирования.



ree

 
 
 

Comments


© 2020 ALISA LABZINA / All rights reserved.

bottom of page